То, что лучше рекламы


Что такое PR, о котором столько говорят в последнее время? С чем его едят? PR расшифровывается как Public Relations, по-русски - "связи с общественностью". Многие отождествляют PR с рекламой. Безусловно, эти две области близки, но это далеко не одно и то же. Поясню. Когда вы устанавливаете рекламный щит на дороге с предложением купить бутылку пива, этот щит видят и те, кто это пиво пьет, и те, кто его терпеть не может. Кроме того, устанавливание щитов по всему городу - вещь достаточно дорогая, а если видеть щиты каждый день, то рекламируемый продукт может изрядно надоесть. Если руководство вашего пивоваренного завода имеет столько средств, что может себе позволить такую компанию - ради бога. Наверное, результат будет. Но есть еще и другой подход.

Можно определить группу людей, которой явно должно понравиться ваше пиво. Например, это будут отцы семейств, возраста примерно 35-45 лет, определенного социального положения. И работать именно с ними - вот в чем будет заключаться новая цель. Можно будет подготовить материалы, объясняющие именно им (как крупным экспертам в области пива), почему именно ваше пиво лучше других. Можно работать с оптовиками, обслуживающими фирмы, в которых работают такие люди. Можно даже (почему бы и нет) создать рекламу, только сделанную исключительно для них.

PR - это более точечный, более элегантный процесс. Уже сейчас без PR-отдела не может обходиться ни одна уважающая себя компания.

Пример второй. Есть еще одна ипостась PR. Когда-нибудь вы задумывались над тем, почему Владимир Путин так легко смог стать президентом России, когда, казалось бы, за полгода до выборов о его существовании знали человек двести по всей России? Почему Борис Ельцин, за пять месяцев до выборов 1996 года имевший рейтинг три процента, и проклинаемый всеми подряд, выиграл в конце концов, как говорят боксеры, за явным преимуществом?

Человек за это время не может измениться. Плохие дела его не стираются из памяти. В чем же дело? Дело в имидже. Дело в том, чтобы дать понять, что именно этот человек нужен России, что Россия без него пропадет. И не только России, но и каждому ее жителю, жителю Москвы или деревни в Приморском крае, православному, мусульманину или атеисту. Кто это доказывает? Опять-таки специалисты по PR.

К чему все это говорится? К тому, что в нашей жизни появилась еще одна важная профессия, и на специалистов в этой области уже есть большой спрос. Мир не стоит на месте, и все больше на первые роли выходит не сама информация, а способность ее подать.

Практически в каждом большом вузе начинают открываться отделения PR. Первым был, кстати, МГИМО в Москве, который, воспользовавшись преимуществом во времени, по-прежнему на несколько шагов впереди конкурентов. Лучшие специалисты, занимающиеся самыми сложными случаями и в политике, и в бизнесе, готовятся именно там, на факультете международной журналистики, отделении "Связи с общественностью". Неплохие отделение есть также в МГУ и в Санкт-Петербурге.

Так что заканчивающие школу ребята, которые хотят заниматься важным и современным делом, могут выбрать именно этот путь. Если повезет, кто-то сможет даже повлиять на судьбу страны и ход истории. Действительно, лучше чем реклама.

(Дмитрий Крюков, 30 авг 2001)


на предыдущую страницу

на первую страницу