Все мы привыкли, что в городе улицы принадлежат автомобилям. Пешеходы всюду уступают дорогу машинам, а улицу перебегают только когда в колоннах машин появляются разрывы. Давайте откроем Правила дорожного движения и узнаем, кто кому должен уступать дорогу.
Все слышали, что дорогу надо переходить по переходам:
4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Но это - предписание для пешеходов. А как должны вести себя на пешеходном переходе водители?
14.1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
Нерегулируемым переходом считается место, отмеченное разметкой 1.14 ("зебра") или знаками 5.16 (синий квадрат с изображением пешехода на "зебре"), если там нет ни светофора, ни регулировщика, или же светофор есть, но он выключен или работает в режиме "жёлтый мигающий".
Таким образом, если водитель видит, что люди собираются переходить дорогу по такому переходу, то он должен остановиться и пропустить их. Но поскольку большинство пешеходов не знают о своих правах, то они терпеливо пропускают водителей.
А там, где нет перехода, всё происходит наоборот: пешеходы должны уступать дорогу машинам. Так что не нужно перебегать дорогу где попало - у вас есть право спокойно перейти по переходу.
А если светофор есть? Тогда нужно переходить по зелёному сигналу светофора. При этом правила предусматривают дополнительную "льготу" для пешеходов:
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.
На перекрёстке появляется дополнительная трудность: когда пешеходы переходят на зелёный свет, их путь пересекают машины, поворачивающие направо или налево. Правила дорожного движения однозначно решают этот конфликт в пользу пешеходов:
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
Ещё одно конфликтное место - выезды на дорогу с прилегающей территории и съезд с дороги. Здесь тоже машины должны уступать пешеходам:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Наконец, нужно напомнить о правилах движения в жилых зонах (жилыми зонами считаются территории дворов, а также территории, отмеченные знаком 5.38 (синий прямоугольник с изображением детей, играющих в футбол)):
17.2. В жилой зоне запрещаются движение со скоростью более 20 км/ч, сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
В заключение следует сказать о велосипедистах. Многие думают, что велосипедист - это почти пешеход. Однако велосипед - полноправное транспортное средство, все правила о приоритете распространяются и на него. Велосипедисты не имеют права ездить по тротуарам - Правила дорожного движения предписывают им ездить по проезжей части у правого края или по велосипедным дорожкам (там, где они есть). Но если человек ведёт велосипед, а не едет на нём, то он является пешеходом.
Редактор (11 ноя 1999)